Экспорт Мяса Птицы В Арабские Страны
Хрустящий Лосось С Огуречным Соусом На Угольном Гриле
Как Приготовить Настоящий Кофе
Сельдереевый Суп Для Похудения
Уроки Православной Иконы: Цвет
Бисквитное Тесто. Рецепты Приготовления Бисквитного Теста
Суп Фо. Пошаговый Фото-Рецепт
Основные Способы Приготовления Кофе
В день праздника Преображения Господа нельзя обойти вниманием праздничную икону. Перед нами икона Андрея Рублева «Преображение Господне». На ней изображено событие, связанное с этим праздником.
Само событие, включающее в себя не только момент Преображения, изображено на иконе в нескольких ракурсах и в разных местах. В этом вообще особенность иконы: все события на ней изображаются одновременно.
Слева средней части иконы Иисус Христос ведет своих любимых учеников на гору Фавор. Они еще не знают, что их ждет. Иисус ведет их, чтобы показать, что с Ним произойдет после Его смерти: Он воскреснет, преобразится и его тело станет не таким, каким его видят ученики сейчас. И их тела после смерти тоже преобразятся и станут иными.
Он хочет сказать им, что предстоящие Ему страсти и распятие – добровольные. Смерти нет, есть Преображение – в этом смысл события, которое с учениками сейчас произойдет.
Преображенное тело Иисуса Христа занимает центральное пространство в верху иконы. В этом пространстве Вечности все иное, все преображенное.
Чтобы отделить Небесное Царство от земного, в котором еще пребывают Его ученики, Иисус изображается стоящим высоко на горе. Рядом с ним - два небожителя: Моисей справа, Илия слева. Все трое говорят о страстях Господних и Его распятии, предстоящих Ему через 40 дней. О вольных страстях, потому что без смерти нет Преображения, без смерти нет Спасения. В этом миссия Иисуса Христа, в этом Его предназначение.
Икона по вертикали разделена на два пространства: верхнее – небесное и нижнее – земное. Вверху в центре – Иисус Христос, сияющий преображенным светом. Лучи нетварного света пронзают учеников как стрелы. Иоанн, центральная фигура среди учеников, и Иаков, справа, не могут смотреть на этот Свет, настолько он ослепляюще-яркий. Они закрывают глаза и рот, потому что ничего не могут ни сказать, ни видеть в этом ослеплении.
Один Петр (слева) мужественно смотрит и говорит Господу «Хорошо нам здесь. Давай сделаем три шалаша: Тебе, Илии и Моисею». Петр настолько был напуган увиденным, что мог предложить только свои земные представления: построить дома небожителям.
Он еще не знает, что такое Царство Небесное, не знает, что Там обителей много и никто в Вечности не нуждается ни в каких домах. Но он еще земной и не до конца понимает, что хочет им сказать своим Преображением Учитель. Но, в отличие от других учеников, Петр смотрит на Преображение открытыми глазами. И только когда раздается глас Отца из облака, он со страха тоже падает ниц.
Вскоре явление исчезает, все затихает. Пораженные ученики молча спускаются с горы. Как они идут, показано в середине иконы справа: Учитель говорит: «Никому не рассказывайте то, что видели. Только когда Меня не будет с вами, расскажите». Потом, когда ученики пойдут, наученные и просвещенные, в мир проповедовать Евангелие, благую весть. Потом, но не сейчас, когда он еще с ними и продолжает их учить.
Это сюжетная линия события иконы "e;Преображение Господне"e;, описанная во всех трех синоптических Евангелиях: Матвея, Марка и Луки. Но иконописец идет дальше. Он показывает цветом больше, чем только сюжет события. Цвет усиливает сюжет.
Цветовая гамма небесного и земного подчеркивает контрастность миров: мир вечности изображен солнечным, блистательным, ярким, в бело-золотой гамме. Мандорла Иисуса Христа (овал вокруг Иисуса) – голубая, цвета Небесного Царства, в котором изображены в верхних углах ангелы. Отблески Царства Небесного падают на одежды учеников. У небожителей – Илии, Моисея и Господа - над головами золотые нимбы святости и царственности, и одежда их тоже с отблесками голубого, как и их хитоны. А у учеников еще нет нимбов, они только на пути в вечность, они еще не просвещенные и не освященные.
Земной мир выполнен в темных тонах, одежды и лики учеников еще не просветленные, темные, горы тоже темные. И на этом фоне непросветленного земного мира – блистает и горит Небесным Светом Горний мир – мир Вечности, мир святости и духа, в котором белеет и золотится в фаворском нетварном свете Иисус Христос.
Comments
Post a Comment