Мартиролог Мысли. Введение
Жареные На Гриле Сардины С Рататуем
Рецепт Из Морской Рыбы
Хрустящий Лосось С Огуречным Соусом На Угольном Гриле
Салат Из Сельди
Булочки Парижанки
Сельдереевый Суп Для Похудения
Уроки Православной Иконы: Пространство И Время
Осип Петрович Курилас
Идя вглубь понимания иконы от сюжета изображения, имеющего реальное основание в здешнем мире, мы переходим на новый – символический – уровень, который раскрывает нам красоту не земного бытия, а бытия Царства Небесного. И, поскольку земной мир, явленный нам в сюжете иконы, и Град Божий – два совершенно разных бытия, изображение небесного передается по-другому - светом иконы и цветом.
Понять их – значит понять, пусть приближенно, Царство Небесное, как Оно просвечивает сквозь земное существование, как потусторонний мир отражается в посюстороннем. Цвет и свет иконы имеют максимальную планку, представляя идеальный мир, и минимальную, нижнюю, символическую, в которой они являются символами божественной истории, прежде всего, евангельской.
Свет в иконе – главное действующее лицо. Нерукотворный Свет духовного мира разливается повсюду: он падает на лик, одежду, освещает предметы, при этом на иконе нет источника света. Он находится как бы за образами, проникая и просвечивая сквозь них, как солнце просвечивает сквозь пальцы, если поднять к нему ладонь.
Свет иконы делает видимой святость. Святость – это свет Духа Святого. Иконописец раскрывает святость лика через его просветление, он являет его из тьмы, раскрывает через постепенное и многократное наложение более светлых тонов на более темные, постепенно добиваясь нужной просветленности и чистоты лика.
То же самое иконописец делает с одеждой святого. Пробелы одежды на сгибах показывают, как она струится по телу святого, делая его невесомым, возвышенным, неземным, сияющим как свет свечи. Свет делает святого горящей свечой, которую не скроешь под спудом. Святые -
«есте свет мира: не может град укрыться верхугоры стоя…» (Мф. 5;1416).
Духовный Нетварный Свет – это божественная энергия, проступающая на лицах святых уже здесь, они излучают умиротворение, мир и покой. Бог - это тихое дуновение ветра, коснувшееся Илии, это свет, проступающий сквозь лик святого, свет обожения человека.
Мы знаем из беседы Серафима Саровского с Мотовиловым, как его лицо просияло этим неземным светом: в избе стало светло как днем. Мотовилов не мог смотреть на лицо Серафима, настолько оно стало светлым и просиявшим.
Мы знаем, что произошло на горе Фавор, когда ученики Иисуса Христа не могли видеть света, которым просиял Господь, и пали на землю, чтобы не ослепнуть.
На иконе никогда нет теней, потому что Нетварный Свет не похож на свет земного солнца, от которого падают тени, это свет вечности.
Comments
Post a Comment